Снежана Дениченко

Мы с ребятами сидели в саду. Каждый занимался своим делом. Вадим листал телефон.

- Ребята, в ленте проскочила информация, что Нижегородская область полна тайн и кладов. Любители сокровищ составили не одну карту мест, где, по легендам, покоятся сундуки с золотом и разными раритетами.

- На месте нашего поселка Лесогорск, стоял дремучий лес. Может быть, в глубине веков под пылающим огнем жарких схваток здесь тоже попрятали клады? – спросила Снежана.

- Может быть. Это интересно! – заинтригованно ответил Вадим.

Снежана:

- Встарь, как известно, некуда было прятать сокровища, не было тогда ни банков, не изобрели еще и сигнализацию. Вот и выбирали люди для тайников угол избы, дупло в дереве, зарывали сокровища в землю… а времена были опасные: то разбойники, то бродяги, то междоусобицы…

- Кстати, о разбойниках - не унимался Вадим. – Они шли по Волге… не попадай навстречу суда купеческие, не попадайся бояре да приказные: людей в воду, казну себе!... Вот каковы бывали удальцы казаки поволжские.

- Это ты про разбойников? - молвил Андрей.

Вошел папа Вадима Владимир Алексеевич:

- По-вашему - разбойники, а по-нашему – есаулы-молодцы да вольные казаки.

Тихонечко запел:

Выплывала легка лодочка,

Легка лодочка атаманская,

Атамана Стеньки Разина.

Еще всем лодка изукрашена.

Ребята подошли ближе:

- Владимир Алексеевич, расскажите нам о Степане Разине.

- Но это легенда, которая передается из уст в уста и скорей всего овеяна дымкой фантастики.

Ребята окружили рассказчика.

- В старые годы по лесам жила голыдьба , кормиться было нечем. Хоть в землю зарывайся. И побежала голыдьба врозь, и стала вольными казаками. Тут и начались казачьи времена. .. Наша Волга – матушка в Каспийское море впадает. По ту сторону того моря сторона русская, крещеная, по ту – бусурманская, персиянская. Услыхал Стенька Разин, что за морем у бусурман много тысячей крещенского народу в полону (плену) живет. Собирает он казачий круг, говорит казакам такую речь: «Братцы-товарищи, дошли до меня слухи, что за морем у персиянов много тысячей крещенского народу живет в плену в тяжкой работе, в великой нужде и горькой неволе; надо нам, братцы, за море съездить, из той неволе их выручить!». Казаки в один голос крикнули: «Веди нас, батька, в бусурманское царство русских выручать». Стенька Разин рад тому радешенек, а сам первым делом к колдуну. Колдун ему говорит: « За великое ты дело, Стенька, принимаешься, но одной силой-храбростью тут не возьмешь, надо вещбу (речь) знать…» - «А какая же то вещба есть?» - спросил у колдуна Стенька Разин. Тот ему тайное слово сказал да примолвил: «иИ вещбой далеко не уедешь, а вылей ты золотую пушку, к ней золотые ядра да золотые жеребья, да чтоб золото было все церковное… И как станешь палить, вещбу говорить, тут и заберешь в свои руки царство бусурманское».

Стенька Разин так все и сделал, как ему колдуном было наказано.

- Что ж потом? – спросили ребята.

- Известно что, - продолжал Владимир Алексеевич - зачал из золотой пушки палить да вещбу говорить – бусурманское царство ему и покорилось. Молодцы – казаки крещеный полон на Русь вывезли, а всякого добра бусурманского столько набрали, что в лодках и положить было некуда: много в воду его пометали…

- А как же кладом владеть? - спросил Вадим.

- Это дело мудренее, чем клад достать, - отвечал Владимир Алексеевич:

- Сколько ни было счастливых, которым клады доставались, всем, почитай, богатство не в пользу пошло… прахом больше такие деньги идут… Счастливого человека, что вынул клад, враг день и ночь караулит и на всякое худое дело наталкивает… Потому, как только ты вырыл клад, попов позови, молебен отпой, на церковь не пожалей, бедным половину денег раздай и, какого человека в нужде ни встретишь, всякому помоги. Коли так поступишь – недобрая сила тебя не коснется, и богатство твое, как вешняя вода на поемах , каждый день , каждую ночь начнет у тебя прибывать. Сколько денег нищим ты ни раздашь, а их опять, как снегу в степи, к тебе в дом нанесет. Так в старинных книгах писано: «А вынутый клад впрок бы пошел, ино церковь божью не забыть, нищей братье расточить, вдову, сироту призреть, странного удоволить, алчного напитать, хладного обогреть». Так и про золотую пушку писано…

Так закончился вечер. Ребята задумались, каждый думал о своем.

А неугомонный Вадим, вновь цитирует заметку из телефона:

- Любители кладоискательства утверждают, что, согласно старинным запискам, на территории Лукояновского, Шатковского и Арзамасского районов находится около 40 захоронений разинских сокровищ.