К 90-летнему юбилею Андрея Вознесенского

Блестящий поэт эпохи шестидесятников

Андрей Андреевич Вознесенский - классик советской литературы, один из самых видных поэтов своей эпохи, запомнившийся разнообразным и глубоким творческим наследием. Поэт-новатор, использовавший необычные формы и создававший многослойные поэтические образы. Он оставил заметный след и в песенной культуре как автор текстов нетленных хитов золотого фонда отечественной эстрадной музыки.

Будущий поэт родился 12 мая 1933 года в Москве. Его отец Андрей Николаевич Вознесенский был инженером-гидротехником, директором Гидропроекта Института водных проблем АН СССР. Мама Андрея – Антонина Сергеевна Вознесенская была родом из Владимирской области. Там же, в Киржаче, Андрей провёл большую часть своего детства.

Любовь к сочинительству в раннем возрасте у него была огромной. Большое влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, дружба с которым продолжалась до последних дней Пастернака. Пастернак отговорил Андрея поступать в Литературный институт, заявив: «Вас там ничему не научат, только испортят. У вас уже есть свой неповторимый стиль». В 1952 году будущий поэт Вознесенский поступает в Архитектурный институт. В 1956 году Андрей пишет стихотворение «Первый лёд», которое стало впоследствии популярнейшим хитом – песней «Плачет девушка в автомате».

Первые публикации Андрея Вознесенского появляются в «Литературной газете» в 1958 году. В 1960-х годах вышли первые сборники его стихов - «Мозаика» и «Парабола». Сборник «Мозаика» был издан во Владимире и навлёк на себя гнев властей. Второй сборник «Парабола» вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Андрей Вознесенский поверг читателей в шок дерзостью, напором, ослепительной яркостью образов и метафор. Его лирика отличалась экстравагантностью сравнений, сложностью ритмической системы и звуковыми эффектами. Уже в первых своих сборниках поэт стремится противостоять стандартности, серости, стереотипам мышления.

Знатоки говорили, что остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры ломали устоявшиеся каноны советской поэзии. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием. Именно поэтому ещё громче и чаще слышались злобные замечания ортодоксов и просто завистников.

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг творчество поэта разгромной критике. Удар был сильный. Ведь к тому времени Вознесенский был уже объявлен гением, избранником и кумиром. Давление и позор, которым он подвергся публично, стали для него невероятно тяжелой ношей.

В 1965 году Юрий Любимов, художественный руководитель театра в Москве, ищет автора: «Нам нужна современность, нужен скандал'». Так возникают «Антимиры» - спектакль по стихам Вознесенского. Ежедневно зал взрывается аплодисментами. Лучшие актёры театра - В. Высоцкий, A. Демидова, В. Золотухин, B. Смехов, 3. Славина умножают популярность «Антимиров». Спектакль идёт свыше тысячи раз, надолго становясь визитной карточкой театра.

В семидесятые годы выходят новые сборники стихов Андрея Вознесенского: «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный». Андрей Вознесенский часто предстаёт перед читателями как поэт-романтик, ярко и образно воспевший прекрасное чувство любви. Самым известным произведением Вознесенского, поставленным на театральных подмостках, стала рок-опера «Юнона и Авось», музыку к которой написал Алексей Рыбников. Эта постановка вот уже много лет пользуется огромной популярностью в московском театре «Ленком» и в других театрах России как ближнего, так и дальнего зарубежья.

В 1980-е годы раскрылся талант Андрея Вознесенского как поэта-песенника. Песни на его стихи сразу становились популярными: «Танец на барабане», «Верни мне музыку», «Затмение сердца», «Миллион алых роз», романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага», и другие.

Поэт скончался 1 июня 2010 года на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Он прожил непростую и счастливую жизнь. Пережив соблазны и опалы, остался в России и с Россией. Со всей её непростой историей, частью которой стал ещё при жизни. Имя его вошло в мировую энциклопедию литературы и принадлежит теперь истории.

Елена ГУСЕВА, главный библиотекарь отдела обслуживания центральной библиотеки.