Друзья, иногда в отдел краеведения от наших друзей попадают документы такой пронзительной силы, что не рассказать о них другим просто невозможно. В данном случае это стало позывом моей души и преодолеть его было просто невозможно.
На экране ноутбука открыто письмо, написанное ветераном Великой Отечественной войны, Скобловым Иваном Федоровичем 39-му президенту США Джимми Картеру. Семья Скобловых является потомственно династией военных, начиная от прадеда Скоблова Николая Ивановича, участника Первой мировой войны.
Читателю более старшего возраста сразу станет понятно, что в то времени, а это был 1980 год прошлого века, означал такой смелый поступок, - объяснять не нужно, а вот ребятам молодым хочу немного пояснить. Время холодной войны. Китай и США подписали соглашение и стали совместно бороться против СССР, шла Афганская война. США и Китай бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года. В 1979 году американцы разместили в ФРГ ракеты Першинг -2. Картер принял новую ядерную стратегию, по которой можно было наносить удары ядерным оружием не только по советским военным объектам, но и по нашим городам. Нависла угроза ядерной войны.
Вот на эту директиву Д.Картера ветеран второй мировой войны Иван Федорович Скоблов, возглавлявший в те годы совет ветеранов и работавший начальником 2-го сектора железнодорожной станции Шатки и написал письмо президенту США. Внутренняя ситуация в стране, как разъяснил мне сын фронтовика, Николай Иванович Скоблов, при Л.И. Брежневе, в 1980 году была вполне нормальной, - квартиры давали, работа была, продукты были, Олимпиаду провели. Беспорядки начались через несколько лет, со сменой власти. Фронтовик понимал, что в случае наступления войны воевать придется его сыну и его ровесникам. Возможность гибели советских людей, сыновей, заставила Ивана Федоровича сесть за пишущую машинку и от своего имени, при поддержке своих друзей-ветеранов, написать обращение к президенту США. Написать так, как чувствовал, как понимал, на основании своего жизненного опыта.
Письмо произвело на меня и моих коллег неизгладимое впечатление. Представить стержень, силу духа человека, обратившемуся к самому президенту США очень сложно, несмотря на то, что и на сегодня среди нас много активных, неравнодушных, а часто и героических людей.
Но тогда, во время холодной войны, весь политический уклад, вся обстановка в мире совсем не располагали к таким письмам.
…Иван Федорович Скоблов отправил свое письмо и стал ждать ответа.
И, представьте, через полгода ответ пришел. Ветерана вызывали в Горький в обком партии, ознакомиться с ответом.
Конечно же, вопрос о том, что же было написано в ответе из самой Америки, я задала заместителю начальника штаба объединения полковнику Скоблову Николаю Ивановичу, сыну ветерана, написавшего это письмо. Судьба распорядилась таким образом, что наша семья живет в доме, много десятилетий принадлежавшем родственникам Николая Ивановича по материнской линии. В 1934 году дом, ссуду на постройку которого давал помещик Богодуров, был перевезен из села Корино и поставлен на улице Станционной, возле железнодорожной станции Шатки, на которой дед Николая Ивановича служил начальником станции. Через несколько десятилетий владельцы сменились и в нем поселились мы. Случайное знакомство с Николаем Ивановичем в сети Интернет, когда мной проводилось очередное краеведческое исследование, в котором полковник Скоблов, много лет проживавший в р.п. Шатки, принял активное участие, позволило нам узнать детальную историю дома. Но об этом в другой раз, сейчас хочется вернуться к письму и ответу на него. Ответ, по словам сына ветерана, не содержал никакой важной информации и скорее всего, представлял собой формальный ответ от администрации президента. Ивана Федоровича попросили расписаться в получении, но на руки документ не отдали.
Эту историю с письмом нельзя закончить, не рассказав о личности человека, написавшего это послание. Человек с активной жизненной позицией, Иван Федорович воспитывал детей, прививая им чувство истинного патриотизма с самого детства. «Человек самый настоящий и честный», - так вспоминает о своем отце Николай Иванович.
При подготовке материала для книги «Память, высеченная в камне» к 80-летию Победы, мы с А.А. Инжутовым обратили внимание на подпись к одной из фотографий, тех, что мы используем в книге. На фотографии изображены гости, которым было предоставлено почетное право первыми зажечь Вечный огонь на открытии мемориального комплекса «Никто не забыт, ничто не забыто» в 1985 году.
Перечислю эти имена, и вы сразу все поймете, здесь не нужны никакие объяснения.
Право зажечь Вечный огонь было предоставлено Герою Советского Союза Виктору Павловичу Кузнецову, участникам войны И. Ф. Скоблову, С. И. Важдаеву, И. В. Усанову, В. Е. Козлову.
Напомню, что в этом году, 5 мая будет 40-летие с момента открытия мемориального комплекса и в этом же году планируется его полная реконструкция.