В течение ноября отделом обслуживания Центральной библиотеки с целью изучения мнения читателей для улучшения качества обслуживания, создания положительного имиджа библиотеки было проведено социологическое исследование «Библиотека глазами читателей». В опросе приняли участие 890 человек.
Инструментарий исследования – анкета, состоявшая из 8 вопросов, построенных как закрытые, на которые респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где респонденты должны были сформулировать ответ самостоятельно.
В качестве объекта библиотечных исследований выступили жители р. п. Шатки.
Предмет исследования – изучение информационных потребностей читателей: их удовлетворенность обслуживанием, представления о современной библиотеке и т. д.
Основная цель исследования – получение информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании читателей; изучение мнения об эффективности предоставляемых услуг, о совершенствовании их дальнейшего развития; об уровне и перспективах развития библиотечного обслуживания; какой хотели бы видеть читатели библиотеку в будущем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания;
получить сведения прогностического характера по совершенствованию библиотечного обслуживания населения;
определить приоритеты деятельности библиотеки на перспективу.
По социально-демографическим показателям 30 % респондентов – люди в возрасте 14-30 лет , 20% – в возрасте 30-60 лет, 50% - 60 лет и старше. По образовательному уровню 30% имеют высшее образование, 40% – среднее специальное и 30%– среднее, 60 % являются людьми пенсионного возраста.
Большинство опрошенных – пенсионеры и учащиеся средних образовательных заведений.
На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» 70 % опрошенных ответили, что являются постоянными пользователями, 20% посещают изредка, 10 % не посещают совсем.
На вопрос «Удовлетворены ли вы организацией библиотечного дела?» все респонденты дали положительный ответ, отмечая наличие компьютерных услуг, современный книжный фонд, отзывчивость, доброжелательность и компетентность библиотекарей.
На вопрос «В нашей библиотеке вас привлекает…» читатели ответили, что их больше всего привлекает книжный фонд, квалифицированные и доброжелательные библиотекари, возможность общения, удобство расположения и приятная атмосфера в библиотеке, точная информация об услугах.
На вопрос «Какую оценку вы бы дали персоналу библиотеки?» все ответили, что отлично.
На вопрос «Какую оценку вы дадите качеству услуг, которыми пользуетесь в библиотеке?» все респонденты ответили, что отлично.
Фонд библиотеки большинство опрошенных оценивали на «хорошо» и «отлично».
На вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно сделать для дальнейшего улучшения библиотечного дела?» большинство ответили, что желают библиотеке приобретать больше новых книг.
Проведя опрос-анкетирование, мы можем сделать вывод, что библиотека движется в правильном направлении, уделяя в обслуживании читателей главное внимание качественному профессиональному обслуживанию с применением современных методов работы, новейших информационно-компьютерных технологий.