В качестве индивидуального субъекта социального воспитания выступает личность. Взаимодействие личностей в процессе социального воспитания происходит в коллективах, созданных в рамках воспитательных организаций. Таким образом, взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания это взаимодействие воспитателей (организаторов, руководителей) коллективов как с их членами так и между собой, а также взаимодействие членов коллективов между собой и с воспитателями (организаторами, руководителями).

По мнению М. Вебера, взаимодействие возникает тогда, когда люди сталкиваются с необходимостью или у них возникает желание вместе что-то сделать, решить, обсудить, узнать, помочь друг другу или кому-либо, соотнести и согласовать свои ожидания и ориентации. В таких случаях социальное действие (направленное на разрешение жизненных проблем и противоречий и сознательно ориентированное на ответное поведение людей) становится взаимодействием.

Взаимодействие состоит из трех компонентов – когнитивного, аффективного и конативного (поведенческого). Поведенческий компонент – это наблюдаемые акты взаимодействия, в основе которых лежат ненаблюдаемые,  рациональный – когнитивный и иррациональный – аффективный компоненты.

Анализ реального взаимодействия индивидуальных субъектов социального воспитания позволяет выделить две его общие цели и в соответствии с ними определить два основных вида их взаимодействия: функционально-ролевое и эмоционально-межличностное.

Функционально-ролевое взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет целью их обслуживание.

Цели функционально-ролевого взаимодействия нуждаются в вербализации и четком формулировании и должны быть в идеале сознательно приняты всеми участниками.

Эмоционально-межличностное взаимодействие возникает, в первую очередь, в сфере общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном контакте. Эта цель, как правило, не нуждается в вербализации.

В коллективе эти два вида взаимодействия тесно связаны. Его члены, осуществляя какие-либо совместные дела, вступают во взаимодействие между собой в целях их реализации. Но в коллективе возникает и эмоционально-межличностное взаимодействие, как в процессе реализации каких-либо дел, так и вне их рамок. Оно, с одной стороны, испытывает на себе влияние функционально-ролевого взаимодействия, с другой – само может довольно существенно влиять на него.

Взаимодействие обоих видов предполагает использование его субъектами различных средств. Основным среди них является речь. Как средство взаимодействия речь обладает связанными друг с другом функциями: информационной (сообщаются сведения, необходимые в конкретном случае взаимодействия), выразительной (проявляются соответствующие состояния говорящего субъекта), апелляционной (другой побуждается к действию), изобразительной (другому сообщается положение вещей, изображается ситуация взаимодействия).

Дополняющей речь, особой коммуникативной системой можно считать набор паралингвистических элементов: качество голоса, диапазон тона, резонанс, темп речи, смех, плач, вздохи, зевоту, речевые паузы, остановки, паразитирующие звуки («гм», «э–э» и др.). Эти элементы привносятся в речь как неосознанно, так и сознательно, придавая некую окраску процессу взаимодействия.

Наряду с речью важным средством взаимодействия является кинесический язык, т. е. система оптико-кинетических знаков, в которую входят жесты, мимика, пантомимика. В его состав входит множество смысловых жестов (указания, согласия, поощрения, угрозы и т. д.) и жестовых и мимических эквивалентов стереотипным речевым высказываниям. Жесты нередко являются своеобразными эмблемами, т. е. их значение можно приблизительно перевести на вербальный язык отдельным словом или короткой фразой. Значение определенной эмблемы жест приобретает в опыте взаимодействия членов определенной общности друг с другом. В общем виде их можно разделить на три группы: жесты, сразу понимаемые всеми членами определенной этнической и (или) социальной группы; жесты, без объяснений понимаемые носителями определенной профессиональной, возрастной или иной субкультуры; жесты, понятные только членам определенных контактных групп.

Кинесический язык и система паралингвистических элементов вырабатываются в процессе всей истории взаимодействия членов определенных этнических, социально-профессиональных и контактных общностей людей.

Невербальные средства взаимодействия могут иметь различные соотношения с речью. Они могут выражать то же самое значение, что и речь; предвосхищать значения, передаваемые речью, с опозданием дублировать содержание речи; выражать значения, противоречащие содержанию речи; акцентировать ту или иную ее часть; заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить речь, на его поиски подходящего слова и т. д.; сохранять контакт между партнерами; заменять отдельные слова или фразу (Миккин Х., 1977).

Средствами функционально-ролевого взаимодействия являются и те предметы и документы, которые необходимы для организации той работы, в процессе выполнения которой возникает взаимодействие.

В эмоционально-межличностном взаимодействии большое значение имеют тактильные средства, отражая и проявляя эмоциональную вовлеченность партнеров во взаимодействие. В функционально-ролевом взаимодействии тактильные средства играют значительно меньшую роль, как правило, инструментального характера.

Содержательной основой обоих видов взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива и образующие его поле интеллектуально-морального напряжения. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (познания, спорта, общения и т. д.).

Обмен ценностями между участниками взаимодействия происходит в диалоге, в процессе которого уточняются взаимные ожидания и установки, идет рациональное обсуждение и анализ проблем, принимаются решения о направлении и содержании действий партнеров. Элементы рационального   обсуждения, планирования и принятия решений  – существенная часть любого специально организуемого взаимодействия.

Организуется взаимодействие индивидуальных субъектов в контактных группах (в коллективе в микро-группах, входящих в его состав), между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекаются большие общности людей, либо организационно принадлежащих к определенной организации, либо специально собираемых для организации их взаимодействия (т. е. толпа).

Взаимодействие индивидуальных субъектов протекает в соответствии с набором определенных норм, которые выполняют две функции – адаптивную и регулятивную.

Адаптивная (приспособительная) функция проявляется в том, что нормы, будучи принятыми или известными участникам взаимодействия, приобщают их к определенному порядку и способам решения стоящих перед ними задач.

Регулятивная (направляющая) функция проявляется в том, что известные и принятые нормы как бы организуют взаимодействие и определяют его продуктивность.

Нормы взаимодействия, с одной стороны, изначально сообщаются его организатором (воспитателем, руководителем), с другой – вырабатываются самими партнерами в процессе взаимодействия, а с третьей – определяются полем интеллектуально-морального напряжения коллектива и характером сложившихся в нем отношений.

Ценности и нормы, принимаемые и вырабатываемые партнерами, определяя их поведение и характер процесса взаимодействия (кооперативный или конкурентный), могут рассматриваться как продукт взаимодействия.

Основное различие между кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области целей. Кооперация предполагает, что каждый партнер достигает своей цели только в том случае, когда все остальные партнеры также достигают своей цели, т.е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование этих сил), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров исключает достижение ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту. По мнению одного из наиболее видных теоретиков конфликта
М. Дойча, конфликты могут быть деструктивными и конструктивными.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия, к его разрушению. Содержательная причина конфликта быстро отходит на второй план, а на первом оказывается переход «на личности». Для него характерно расширение количества вовлеченных в конфликт, увеличение и обострение их конфликтных действий и остроты высказываний участников в адрес друг друга. Другая его черта – «эскалация» конфликта, т. е. рост напряженности между участниками, предубеждений по отношению друг к другу и т. д. Все это делает проблематичным не только продуктивность взаимодействия, но и возможность его реализации.

Продуктивный конфликт чаще возникает тогда, когда столкновение касается не несовместимости участников взаимодействия, а порождается различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае конфликт способствует более всестороннему пониманию проблемы. Сам факт другой аргументации, признания ее возможности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, а это открывает возможности поисков компромисса, регулирования и разрешения конфликта, а значит и нахождения оптимального решения проблемы, его породившей (Андреева Г.М., 1994).

Поведение партнеров по взаимодействию и его продуктивность во многом зависят от ряда их личностных характеристик: развитости и направленности социальных потребностей; сформированности социальных установок на себя как субъекта взаимодействия, на позитивное отношение к партнерам и к процессу взаимодействия как ценности; сформированности коммуникативных и (или) инструментальных умений; меры креативности. О способах развития этих личностных характеристик пойдет, речь в главе о методике социального воспитания.

Обсуждение этих вопросов необходимо потому, что с точки зрения социальной педагогики, важен не только и не столько продукт, специфичный в каждой сфере и в каждой конкретной ситуации взаимодействия. Для социального воспитания главное – результат взаимодействия, в которые включаются субъекты, – развитие личности во взаимоотношениях, складывающихся в процессе взаимодействия.