Вернуться назад


Литературно-исторический экскурс по барельефам мемориала «Тане Савичевой и детям войны посвящается…»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Вед: «К патриотизму, - отмечал академик Д.С. Лихачев, - нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».

В воспитании чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое страны, славному подвигу ее героев особая роль принадлежит военной истории, с которой  вы, подрастающее поколение знакомитесь, прежде всего, через книгу. Соприкасаясь с документально-историческим материалом, читая художественные произведения военной тематики, дети осознают величие подвига своего народа.

Вед: 9 мая 2010 года в день празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне открыт мемориальный ансамбль «Тане Савичевой и детям войны посвящается» в Шатках, где была похоронена Т. Савичева, вывезенная из блокадного Ленинграда. В выступлении губернатора В.П. Шанцева  и представителей Нижегородской общественности звучала мысль, что мемориал стал знаковым событием в историко-культурной жизни Нижегородской земли. Скульпторы – заслуженный художник России Т.Г. Холуева и А.Б. Холуев, архитектор А.И. Улановский создали архитектурно-художественный комплекс, где в трагических и возвышенных образах рассказывается история войны, отраженная в судьбах детей.

Вед: На гранитном основании расположены 8 арок. Через центральную арку – вход видна другая арка, с глухой нишей, где установлена фигура Т. Савичевой. В стенах боковых сквозных арок вмонтированы 12 барельефов, в которых, как повесть в бронзе, раскрываются картины бедствий и героики не только юных ленинградцев, но и детей всей страны.

Каждый барельеф обладает своей самодостаточностью, но именно в ансамбле они осуществляют главную содержательную идею – о всепобеждающем добре, в котором заключена память о понесенных утратах.

«Вечная память!» - в «вечных» материалах: бронзе, граните, мраморе.  А еще вечная память должна сохраниться в сердцах юного поколения.

Вед:    Фашист пролетел

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками. В один миг утром 22 июня 1941 года у миллионов детей нашей Родины детство из счастливого превратилось в суровое, военное. Еще вчера они мечтали о том, как проведут оставшиеся два месяца летних каникул. Еще вчера и представить себе не могли, что родной дом превратит в руины бомба, сброшенная с фашистского самолета.  Еще вчера многие из них не знали, что война лишит их близких, а родительский кров заменит детский дом.

Вед: Они до войны играли «в войну»,

Кричали дружно «ура!».

Не знали только вещь одну

Война – плохая игра.

Когда же война загремела всерьез

И рать пошла на рать.

Им воевать хотелось до слез –

Как хочется детям играть.

Светился радостью детский взгляд,

Когда огнем войны,

Смертельным огнем опалило их,

Поняли что-то они…

(А. Вертинский «Они до войны  играли в войну…»)

 

Вед: Утром 22 июня 41-го года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Что есть у любого народа дороже детей?

У любой матери?

У любого отца?

А кто подсчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи.

 

Вед: На развалинах

Вместе с весной 1942 г., которую с нетерпением ожидало все население Ленинграда, возникла большая опасность распространения эпидемии. Улицы и проспекты, набережные и площади города были завалены снегом и льдом. Во дворах домов и на улицах накопилось за зиму много мусора, различных нечистот. Канализация и водопровод в городе не работали.

Вед: Вместе с рабочими и служащими Ленинграда, с молодежью на уборку города вышли тысячи школьников. Ежедневно до 30 тыс. человек работало на очистке улиц, проспектов и дворов. Кроме того, трудности при уборке города были связаны с тем, что люди выходили работать в крайне истощенном состоянии после прожитой зимы 1941-42 г.

Вед: На страницах своего блокадного дневника Витя Кряков рассказывает о жизни своей семьи, о своем участии в общем деле по уборке города. И сознание того, что он, обыкновенный мальчишка, своим трудом вносит личный вклад в общее дело, придавало юному ленинградцу большую моральную силу, веру в скорую победу над врагом. И пионер оставляет в своем дневнике еще одну запись: «Знаю, что выживем и будем еще все хорошо жить. Не бывать тому, чтобы мы погибли!!!».

Вед: В уборке города принимали участие не только старшеклассники, но и ребята младших классов.  Уборка города, как, впрочем, и любые другие дела, была связана с риском для жизни ленинградцев. Во время работы, когда на улицах наблюдалось наибольшее скопление людей, фашисты открывали артиллерийский огонь. И снаряды падали на тех, кто не успевал бросить лопату и спрятаться в бомбоубежище.

Вед: За период с 27 марта по 15 апреля в Ленинграде было очищено около 12000 дворов, свыше 3 млн м² улиц, площадей, вывезено около 1 млн тонн нечистот, мусора, льда и снега. Самоотверженным трудом ленинградцев город был спасен от возможных вспышек эпидемий.

Вед: Характерной особенностью периода август-ноябрь 1942 года являлась подготовка города ко второй военной зиме. Суровые условия и тяжелые последствия зимы 1941-42 года многому научили ленинградцев и заставили своевременно позаботиться об обеспечении работы в предстоящую зиму.

Вед: Все население города, молодежь были мобилизованы на заготовку дров. Необходимо было обеспечить в достаточном количестве дров на предприятия, в школы, больницы, госпитали, жилые дома и т.п. Для этого была установлена программа по слому деревянных домов и построек, что давало возможность получить до 1 млн м² древесины.

Вед: Сбор урожая

С первых дней войны, когда районы Ленинградской обл. еще не были оккупированы немецко-фашистскими войсками, необходимо было  мобилизовать население города и работников колхозов и совхозов на быстрейшую уборку урожая.

Вед: Летом 1941 г. свыше 80 тыс. школьников города и области вышли трудиться на поля совхоза и колхозов. Из числа школьников были созданы посты по охране урожая. Вместе с ребятами работали учителя.

Вед: Летом 1941 г. стояла нестерпимая жара. Земля высохла и работать было трудно. Но ребята быстро расправлялись с сорняками, стараясь быстрее закончить прополку грядок. Школьники успешно заменили взрослых.

Вед: Весной 1942 г. партийная организация города призвала всех трудящихся выйти на организацию огородов. На общей площади 1775 га 276 тыс. ленинградцев приступили к посадке 240 тыс. индивидуальных огородов. На огородах работало свыше 7 тыс. комсомольцев и около 5 тыс. школьников.

Вед: Под коллективные и индивидуальные огороды использовались площади садов и парков,  Марсово поле, Летний сад, цветочные клумбы и газоны, набережные и откосы каналов. Весь город весной 1942 г. был  разбит на огороды, как за предприятиями, так и за каждой школой, были закреплены участки, за учащимися – грядки.

Вед: После тяжелой голодной блокадной зимы 1941-42 г. большинство школьников значительно ослабло физически. Им требовалось улучшить питание, больше времени бывать на воздухе. В подсобных хозяйствах ребятам такая возможность была предоставлена. Очевидцы вспоминают: «Тяжело было смотреть на детей, когда они впервые пришли в совхоз: все выглядели крайне истощенными, с признаками дистрофии и цинги.  Помнится, с какой жадностью ребятишки, изголодавшиеся по витаминной пище, ели стебли и листья молодого гороха».

Вед: Между отрядами и бригадами школьников было налажено соревнование. «Полоть было трудно, - писала ученица 29-й школы Женя Бубнова, - но я подумала, что будет очень стыдно не выполнить задания. Рабочие на заводах трудятся для фронта, не жалея сил, и выполняют по нескольку норм. А ведь я тоже работаю для фронта. К концу дня я грядку закончила».

Вед: С июня по октябрь 1942 г. школьники принимали участие в сборе урожая. А осенью принимали активное участие в сборе грибов и ягод. Труд школьников  на полях и огородах по уходу и сбору овощей, заготовке дикорастущих пищевых и лекарственных растений помог улучшить  продовольственное положение населения города и бойцов Ленфронта.

Вед: Полтора года военной блокады Ленинграда сильно изменили детей. Это были мужественные бойцы города-фронта, которым предстояло вместе со всеми продолжать борьбу за освобождение родного города.

Вед: Дети – инвалиды

Выполняя свои варварские планы, фашистская авиация уже с первых дней войны устремилась на Ленинград. 23 июня в 1 час 45 мин. в городе была объявлена первая воздушная тревога. 18 июля Ленинград был впервые подвергнут  бомбардировке. Бомбы попали в дом № 27 по Сызранской улице в Московском районе. Двое были убиты, 13 – ранены. Это первые жертвы среди населения города от воздушной бомбардировки.

Вед: За время блокады от вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов погибло 16747 человек, ранено 33782 мирных жителей Ленинграда. Основной задачей гитлеровских войск являлось уничтожение населения, разрушение зданий, и поэтому открывали огонь в то время, когда на улицах города было наибольшее скопление жителей.

Вед: Урок в бомбоубежище

Во время войны  даже в блокадном Ленинграде в школах не прекращались занятия. Из воспоминаний: «Учились в неотапливаемых классах, в чернильницах замерзли чернила. Тетрадей не было, писали между строчек в книгах» (Е.И. Карюгина). Осажденный Ленинград, находясь в кольце блокады, сумел наладить регулярные занятия в школах, полностью учить ребят школьного возраста и во время бомбежек  организовать уроки в бомбоубежищах.

Вед: Несмотря на огромную работу общественности по вовлечению максимального количества учащихся в школы, в ноябре 1941 г. за парты сели из 201082 школьников лишь 90152. Это объясняется тем, что многие школьники старших классов работали на предприятиях, заменив у станков отцов и старших братьев, ушедших на фронт, часть ребят по состоянию здоровья не могла посещать школу.

 Вед: В январе 1942 г. проведенный учет посещающих занятия в бомбоубежищах и квартирах отметили 35964 учащихся. Несмотря на трудности блокадного города, не прекращали работать в течение всех зимних месяцев и всего 1941-1942 учебного года 39 школ. В то время во многих школах был распространен  девиз: «Каждая пятерка – снайперский выстрел по врагу».

Вед: Писатель Александр Фадеев писал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города прекрасный  мужественный облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мертвых квартир шли в такие же мертвые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски…»

Вед: Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов. В школе

Вед: О том как учились дети во время войны вспоминает Е. Евтушенко, который сам был ребенком войны: «Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах,  между строк сообщений Информбюро».

Вед: Я учился писать…

Мимо школы – колонны, колонны

Колыхались рекой

И впадали в невиданный фронт…

Я учился писать

Не спеша, с нажимом, с наклоном.

И скрипело стальное

Защитного цвета перо,

Я учился писать…

Лихорадочно били зенитки,

У войны отвоевывая

Островки тишины,

И таскал я в карманах

Тяжелые рваные слитки,

Как горячие метеориты войны.

Я учился писать…

Где-то плавились танки,

Где-то люди кричали,

Умирая в огне и в дыму…

Я учился писать

Изложения о Каштанке,

Я учился страдать

Над судьбою Герасима и Муму.

Я учился писать,

И хрустящие хлебные карточки

От себя отрывала

По клеточке

Мать,

Чтоб меня не тошнило,

Чтоб меня не шатало за партою.

Я учился писать!

А. Передреев

 

Вед: На Неву за водой

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находившийся в блокаде. Блокада длилась 900 дней.

Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Выполняя приказ Гитлера, фашистские летчики с сентября по декабрь 1941 года сбросили на город около 100 тыс. зажигательных и 4 тыс. фугасных бомб.

Вед: Еще в июле была установлена нормированная выдача продуктов, особенно хлеба. Но запасы в городе были слишком малы, и они катастрофически сокращались. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма – 250 гр. хлеба на карточку рабочего и 125 гр. на карточку служащего  и иждивенца. С середины сентября продовольствие в городе почти кончилось. Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень.

Вед: В городе не было топлива, стекла почти во всех домах были выбиты, а тут еще ударили 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет, город погрузился во тьму. Замерз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами, ледяными торосами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву, а ведь каждый шаг больных и голодных людей требовал неимоверных усилий.

Вед: Дети хоронят мать

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней и ночей. В городе оставалось 2,5 миллиона жителей, в их числе около 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. Фашисты радовались: скоро ленинградцы сдадутся, ведь продуктов у них осталось на несколько недель.

Вед: 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги заняли железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожскому озеру небольшие речные баржи подвозили продукты. В октябре начались штормы, баржи выбрасывало на берег, как спичечные коробки. В ноябре пришли морозы, озеро стало замерзать, и баржи не могли пройти между льдинами.

Вед: С 10 ноября ленинградцы получали в день 125 гр. хлеба – и больше никаких продуктов. Вот рецепт из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений», которая была издана в Ленинграде в 1942 году: «Суп из брюквы с луком. Ботва брюквы – 190 гр., мука – 3 г., лук – 8 г., соль – 5 г.». Когда эта книга печаталась в типографии, город доедал хлеб, посеянный до войны. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод».

«…Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает».

Вед: Ленинградцы слабели, многие едва двигались. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире – ложился спать и засыпал навеки. Мертвых хоронили, обернутыми простыней, а позднее и просто в одежде нередко, выбившись из сил, люди оставляли умершего на полпути. Позднее трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на пустырь рядом со старой Пискаревской дорогой. Так образовалось Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев.

Вед: Я забыть никогда не смогу

Скрип саней на декабрьском снегу.

Тот пронзительный, медленный скрип:

Он как стон, как рыданье, как всхлип.

Будто все это было вчера…

В белой простыне – брат и сестра…

Ю. Воронов «Я забыть никогда не смогу…»

 

Вед: Смерть шла по городу. Уже в ноябре она унесла 11 тыс. человек, а в декабре – 52 тыс. Люди падали от слабости на улицах, у станков и уже не могли подняться. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил хоронить умерших.

 

 

Вед: Узники Маутхаузена

Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Фашизм – когда дети становятся донорами для немецких солдат. Фашисты покрыли всю временно оккупированную ими советскую территорию густой сетью лагерей смерти. Только на Украине их насчитывалось до 180. На территории фашистского государства было 1100 концентрационных лагерей.

Вед: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Более 5 миллионов детей было угнано в Германию. Многие тысячи погибли в лагерях, представлявших собой чудовищные фабрики смерти: в Заксенхаузене, Бухенвальде, Маутхаузене, Дахау, Освенциме, Майданеке и многих других.

Вед: Одним из самых страшных был концлагерь Саласпилс, который находился недалеко от Риги. В нем уничтожили 100 тыс. человек, в том числе 7 тыс. детей. Из воспоминаний Вали Кожановской, ей было тогда 11 лет:

«Привезли в концлагерь. Там мы увидели: на соломе сидят детки, а по ним ползают вши. Солому возили с полей, которые начинались сразу за колючей проволокой с током. Каждое утро стучал железный засов, входили смеющейся офицер и красивая женщина, она по-русски нам говорила: «Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведем вас кормить…». Они шутили, смеялись, а дети спотыкались, толкались, есть хотели все.

- Надо только 25 человек, - пересчитывала женщина. Не ссорьтесь, подождите до завтра. Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: Почему не возвращаются те, которых уводили кормить? Садилась под самую железную дверь при входе, и, когда нас уже было мало, женщина все равно меня не замечала. Она всегда стояла и считала ко мне спиной. Как долго продолжалось, не скажу. Детская память неточная, она запоминает только страх и только хорошее. Слышим однажды шум, крик, стрельбу. Стучит железный засов – в барак к нам врываются родные солдаты с криком «Детушки!». Солдаты берут нас на плечи, на руки по несколько человек. Целуют, обнимают и плачут, что мы такие легкие, что у нас одни косточки. Выносят на улицу,  и мы видим черную трубу крематория. Несколько недель нас лечили, кормили. Когда мы окрепли, повезли в ту сторону, откуда восходит солнце. Домой…»

Вед: Война стала общей  биографией целого поколения военных детей. Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. Светлана Алексиевич в книге «Последние свидетели. Сто недетских рассказов» обращается к детской памяти. Прерванное войной детство возникает в воспоминаниях уже взрослых людей.

Вед: 11 апреля во всем мире отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей. Более 5 млн. детей были угнаны в Германию.

В детском концлагере Саласпилс каждый день убивали 150 детей, всего там было убито 7 тысяч. В Латвии гитлеровцы сожгли, заживо закопали в землю 35 тыс. детей. В концлагерных музеях остались от детей груды кукол, маленьких ботиночек и туфель.

Вед: В Польше в городе Лодзь был детский концлагерь. Там собирали детей для отправки в лагеря уничтожения. Прямо из подошедших эшелонов их вели в газовые камеры, где помещалось 2 тыс. человек. А когда не справлялись с людским потоком, детей заживо бросали в раскаленные жерла печей крематория. Отчаянный детский крик стоял над лагерем постоянно совсем маленьких эсесовцы отбирали у матерей и убивали на их глазах. После войны в Лодзи поставили памятник – огромное разорванное материнское сердце.

М. Джалиль «Варварство»

Те, кто прошел испытания и в концлагерях, и в блокаду, и под огнем военным, - это конечно же, особенные дети.

Вед: Концерт в госпитале

С первых дней войны желание хоть чем-нибудь помочь фронту было огромным. Девчонки вязали для бойцов теплые носки и варежки, шили кисеты для табака, ухаживали за ранеными в госпиталях, писали под их диктовку письма. Для подшефного госпиталя пионеры 188-й школы Дзержинского района города Ленинграда собрали 40 штук электрических лампочек, вручили бойцам 120 индивидуальных подарков. Пионеры и школьники 231-й школы Октябрьского района организовали в школе мастерскую по починке белья раненых, находящихся в госпитале, а учащиеся 232-й школы собрали для госпиталя 1500 экземпляров художественной и политической литературы.

Вед: Школьники старших классов для раненых бойцов проводили лекции об истории родного Ленинграда, его архитектуре и памятниках,устраивали для солдат самодеятельные концерты, об одном таком концерте есть трогательное стихотворение Е. Евтушенко.

Вед: В палате выключили радио…

И кто-то гладил мне вихор.

В Зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делали,

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они, родные, некрасивые

С большими впадинами глаз,

И сами тихие, несильные,

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу, измученные битвами,

Худы, заморены, бледны,

В своих пальтишках драных были мы

Для них героями войны.

О, взгляды долгие, подробные!

О, сострадание сестер…

Но вот «Вставай, страна огромная!» -

Запел, запел наш детский хор.

И запел хохол из Винницы,

Халат был в пятнах  киселя,

И войлок сквозь клеенку выбился

На горном ложе костыля.

Запел бурят на подоконнике,

Запел сапер из Костромы.

Солдаты пели, словно школьники,

И, как солдаты, пели мы…

Стихотворение «Армия»

Вед: В творчестве замечательного советского поэта Р. Рождественского тоже есть стихотворение о концерте в госпитале.

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!...

До чего же артисты маленькие…»

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками, с мандолинами

и большими пачками книг…

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

Двое здесь

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, - капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад над Ростовом…

Мы вошли.

Мы стоим в молчании…

Вдруг срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним, не вполне совершенно,

но во всю запевале внимания,

о народной поем, о священной так,

как мы ее понимаем…

В ней Чапаев сражается заново,

Краснозвездные мчатся танки.

В ней шагают наши в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится нам такая война…

Мы поем…

Только голос летчика раздается.

А в нем – укор:

«Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер майор…»

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо, будто в бреду…

…Вот и все о концерте в госпитале

в том году.

 

Вед: Дети работают на заводе

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер.

В те дни 14-летний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой помогаем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины».

Вед: В далеком 1943 году одна из работниц Пермского завода писала на фронт друзьям… «…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу,  по колено утопая в снегу,  в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка.  Глядя на них, трудно верить, что им 14-15 лет. Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до шпинделя станка; всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы? Это героика, это будни нашего тыла…».

Вед: Зачем ты, война

у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы

работать

мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупный зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим –

всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе

довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию –

банку варенья –

Пред ними, мальчишками,

кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом,

в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья, простое и верное средство

напомнит о том, что

как жизни у людей ни горька,

но будет еще у мальчишек и солнце,

и детство, и синее небо,

и запах простого цветка!

В. Радкевич

Вед: Салют Победы

9 Мая, День Победы – это «праздник со слезами на глазах». Более 60 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них уже есть внуки… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей  в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

Вед: Всмотритесь в цифры и вдумайтесь в них… От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км. от Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км. Итого 2600 км. Это, если считать по прямой… Так мало, правда! 2600 км. – это если поездом, то менее 4 суток, самолетом – примерно 4 часа… с боями, перебежками и ползком – 4 года!

4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.

Вед: 27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 43 года!

Вед: 27 миллионов за 1418 дней – это значит, погибало 13 человек каждую минуту… Вот что такое 27 млн.! А сколько среди этих 27 млн ваших сверстников? Дети, которые так и не стали взрослыми…

Вед: Около 20 тыс. пионеров – участников обороны столицы награждено медалями «За оборону Москвы». 15294 ленинградских пионеров – активных участников обороны Ленинграда  получили правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда».

Мир

Вед: Война закончилась 9 мая 1945 года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа!

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем прямым,

Ее бойцам и генералам,

Героям мертвым и живым

Салют!

А. Твардовский «9 Мая»

 

Вед: «Никто не забыт, ничто не забыто…» - пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией в нашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью  беречь и защищать нашу великую Родину!

Вед: Памяти 13 млн. детей, погибших во Второй мировой войне

 

13 миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

 

Без них Европа сразу постарела

На много поколений недород

И грусть с надеждой как в лесу горелом:

Когда ж подлесок станет в рост?

 

Им скорбный монумент воздвигли в Польше,

А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Прошедших войн трагический итог.

 

13 млн. детских жизней –

Кровавый след коричневой чумы.

Их мертвые глазенки с укоризной

Глядят нам в душу из могильной тьмы.

 

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

Из бликов пискаревского огня:

Неужто память жгучая остынет?

Неужто люди мир не сохранят?»

 

Их губы запеклись в последнем крике,

В предсмертном зове милых мам своих

О, матери стран малых и великих

Услыште их и помните о них!

А. Молчанов