Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет правила официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений.

К сожалению, сейчас нужно говорить о том, как вести себя в театре и с детьми, и со взрослыми.

Тактично, но настойчиво следует напоминать взрослым о том, что:

  • Отправляясь в театр, следует позаботиться о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не переусердствуйте – лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи – дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

  • Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

  • Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением – бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

  • В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

  • Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.
  • Если вы обнаружили, что ваши места заняты – предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка, и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

  • Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо – в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.
  • Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника – это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

  • Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.
  • Главное правило в театре – соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

  • Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.
  • Уход из зала во время действия – явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

  • Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, не поднимаясь при этом на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.
  • По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

  • Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

 

Этикет в театре и кино для ребенка

Прививать любовь к искусству и развивать творческие способности нужно с детства. А для этого надо с детства ходить в театры, музеи, на выставки. И уметь там правильно себя вести.

Педагоги считают, что малыш с 3 лет с интересом посмотрит детское представление, поставленное по знакомым сказкам, только короткое. С 6 лет можно начинать смотреть пьесы, написанные специально для детей. Но тут есть «подводный камень»: если взрослым интересно смотреть что-то новое, то маленький ребенок скорее поймет происходящее на сцене, если будет узнавать героев и «предсказывать» дальнейшие события.

Более трудные для восприятия жанры – опера и балет, поэтому, прежде чем идти на эти представления, стоит подождать, когда ребенку исполнится 8–9 лет.

Выход в театр должен стать праздником. Красиво оденьтесь и причешитесь сами, наденьте на ребёнка нарядную одежду. Чтобы малыш не заскучал, заранее прочитайте ему сказку, которую вы будете смотреть на сцене.

Не забудьте зайти в буфет – пусть праздник будет полным. Если на это нет материальной возможности, захватите с собой яблоко или печенье.

Обязательно перед представлением отключите мобильный телефон и объясните ребенку, почему это надо делать.

Постарайтесь не опаздывать в театр, ведь в этом случае вам придется смотреть первое отделение спектакля на балконе или на верхнем ярусе. Объясните ребенку, что проходить на свои места следует лицом к сидящим. Конфеты и яблоки можно есть только в антракте, в буфете. Разговаривать во время спектакля нельзя, этим вы мешаете и зрителям, и артистам.

Как бы ни понравился спектакль, обсуждать его лучше потом.

Не берите малышу 3–4 лет билеты в первый ряд. Увидев загри­мированных артистов так близко, он испугается, ведь в таком возрасте дети не отличают представление от действительности. Злой серый волк и Бармалей, появляющиеся на сцене, для ребенка абсолютно реальны.

В кинотеатре можно не раздеваться, но высокий головной убор будет мешать зрителям, сидящим сзади. Его нужно снять, ведь за спиной у ребенка может сидеть его ровесник. Не забывайте только объяснять, зачем это нужно сделать.

В отличие от театра, в кинозале можно тихонько, шепотом, комментировать происходящее на экране, только недолго. Но «подбадривать» криками героев фильма – недопустимо. Нельзя шуршать бумажками, бросать их на пол, приклеивать жевательную резинку на кресла – научите малыша ценить труд людей.

Несмотря на то, что пить напитки и есть попкорн в кинозале не запрещается, не стоит их давать малышу: увлекшись происходящим на экране, он может подавиться. Да и по правилам хорошего тона этого делать не следует.