Волшебник русского слова

К 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова

 

Николай Семёнович Лесков родился 16 февраля 1831 года в с. Горохово Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты. Детские годы Николая прошли в поместье родственников, затем в Орле.

После выхода в отставку отец Лескова приобрёл хутор и занялся сельским хозяйством. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал
народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек».

В 1841 г. поступил в Орловскую гимназию. В 1846 г., в связи со смертью отца, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. Затем переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казённой палате. Внимание университетской среды, чтение А.И.Герцена, А.Фейербаха, дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонних интересов писателя.

Служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало обилие впечатлений и запас бытовых сведений, нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок.

В 1861 г. с переездом в Петербург началась работа Лескова в периодике. Лесков проявил себя талантливым публицистом и критиком, стал автором серьёзных очерков на общественные темы, о народном просвещении.

В русскую литературу Н.С.Лесков пришёл, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, что нашло своё отражение в рассказах «Погасшее дело», «Разбойник», в повестях «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда». Провинциальные подробности быта, человеческие характеры нашли своё выражение в рассказах «Овцебык»,
в романах «Некуда», «Обойдённые», «На ножах», написанные Лесковым в период с 1862 по 1870 г.г.

Тревожным событием в его писательской судьбе стала публикация хроники «Соборяне» (1872 г.). Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Впечатлённый ангел» (1872 г.) и повесть «Очарованный странник», написанная годом позже, примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: в этих произведениях Лесков создал художественную модель всей России.

Начиная с 1860-х годов и до последних дней, Лесков много писал о религиозной жизни русского общества: рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», «Синодальные персоны» и др.

Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищала Лескова, и эта тема нашла своё отражение в рассказах «Левша», «Человек на часах» и т.д.

До конца жизни Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровые новации: новеллы, анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» - предлагали и стилистическое многообразие: эзопов язык («Заячий релиз», «Красочный стиль»), легенда («Прекрасная Аза»), изысканность и простоту (рассказ «Под Рождество обидели»).

Умер Лесков в 1895 году в Санкт-Петербурге. По достоинству Лескова как писателя начали ценить только в XX веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, опера Шостаковича «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

 

А. МОКШИНА, главный библиотекарь отдела обслуживания центральной библиотеки.