«Чиновник, просветитель, литератор...»

 

2019 год - год юбилейного дня рождения русского писателя В. Ф. Одоевского.

Владимир Одоевский родился в Москве в 1804 году. Был сыном князя Фёдора Одоевского, потомка Рюрика. Матерью же его была простая крестьянка, до замужества крепостная. Пяти лет мальчик лишился отца, и поэтому был передан на воспитание дяде.

О детстве писателя мы знаем немного, т. к., по словам очевидцев, он питал «особенную ненависть к автобиографиям». В 1816 году Владимир становится студентом Московского университетского Благородного пансиона. Во время учёбы любимыми предметами Одоевского были философия и литература. Очень рано увлекла его и музыка.

Писательская биография Владимира Фёдоровича началась в 1821 году с переводов с немецкого языка в журнале «Вестник Европы».

В 1826 году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на государственную службу. Здесь он довольно быстро вошёл и в светский круг, и в литературную среду северной столицы. В его скромный флигель поздними вечерами после театра стали съезжаться люди разных сословий и талантов:
писатели, музыканты, учёные, путешественники. На старом кожаном диване в кабинете радушного хозяина пришлось посидеть Пушкину и Жуковскому, графине Ростопчиной и юному Лермонтову, молодому Гоголю и Глинке...

1830 - 1840-е годы произошёл расцвет литературного дара Одоевского. Известный до тех пор более как смелый журналист и музыкальный критик, он
начинает публиковать одну за другой книги с мистическими учениями, средневековой магией и алхимией. Он пишет романтические и дидактические
повести, сказки, публицистически е статьи, сотрудничает с пушкинским «Современником».

В 1833 году были изданы «Пёстрые сказки», годом позже - сказка «Городок в табакерке», где автор, так же как его маленький герой, сам хотел узнать, отчего играет в табакерке музыка, зачем цепляются друг за друга разные крючочки, стучат по ним молоточки и почему звенят колокольчики? Успех имели и его светские повести: «Княжна Мими» (1834 г.) и «Княжна Зизи» (1835 г.).

В 1838 году выходят «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», романтические повести с «музыкальными» сюжетами - «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах», повести «Сегелиель», «Косморама» «Сильфида», «Саламандра». Венцом творчества Одоевского и его неожиданным литературным завершением стал философский роман «Русские ночи» (1844 г.).

Как государственный чиновник и общественный деятель, Одоевский активно занимался просвещением народа. Он был одним из издателей сборников «Сельское чтение», где помещались популярные статьи от медицинских и гигиенических до религиозно-нравственных, в течение нескольких десятилетий играл видную роль в развитии российской благотворительности.

С 1846 по 1861 г.г. Одоевский был помощником директора Императорской публичной библиотеки и заведующим Румянцевским музеем, хранителем его ценностей, впоследствии положенных в основу Российской государственной библиотеки. В 40-60-е годы писатель служит при дворе, становится камергером, затем гофмейстером двора, потом действительным статским советником, а в 1861 - сенатором.

В 1862 году, в связи с переводом Румянцевского музея в Москву, Одоевский возвращается в родной город, где продолжает службу и участвует в культурно-общественной жизни: способствует основанию консерватории, Русского музыкального общества, участвует в заседаниях Общества любителей российской словесности и Московского артистического кружка, читает популярные лекции, собирает вокруг себя литераторов, музыкантов, учёных.

В 60-е годы Одоевский уходит из литературы и отдаётся практической деятельности. Он приветствует отмену крепостного права, изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике, слушает дела в сенате.

За три года до смерти он отвечает на проникнутую скорбным унынием статью Тургенева «Довольно!» статьёй «Недовольно!», которая проникнута идеями просветительства и верой в нравственное развитие человечества.

 

Ирина МЫШЛЯЕВА, библиотекарь центральной библиотеки.